В силу, граждане, своей исследовательской деятельности, стала ваша покорная слуга изучать критику в адрес бардов и нарыла следующие мысли. А что вы други мои об этом думаете? Ваше мнение принципиально важно. Итак. Начнем с изучаемого объекта Олега Григорьевича Митяева.
Статья из красноярской «Сегодняшней газеты».
Все цивилизованное человечество пишет песни очень просто. Сначала оно пишет музыку. А затем, не торопясь, аккуратно придумывает под эту самую написанную музыку стихи. Получается песня. Или, если на западный манер, композиция группы. Причем это не англичане и не американцы придумали. Так работало большинство советских музыкантов, композиторов и просто вокально-инструментальных ансамблей. Но русский, так называемый, "рок" пошел другим путем. "Поэт в России - больше чем поэт!" - этот лозунг стал жизненным кредо наших рок-идолов. Под злободневные стишки подгонялись беззлобные простенькие ритмы. В результате подтвердилась истина: когда музыка сочиняется под стихи, музыкой ее еще лучше не называть. Doors после смерти Моррисона пытались поэкспериментировать - на мелодекламацию покойного наложили музыку. Получилось то, что ихние буржуинские критики назвали "музыкой, сходной с музыкальным фоном к дешевому немецкому порнофильму". Там тоже на фоне, якобы, музыки слышны бесконечные "ох!", "ах!" и "давай, давай!". Так что не следует шибко рьяно ругать новое поколение русских рокеров, плетущих бессмысленные фразеологизмы в угоду поклонникам "Мумий Тролля".
Этот словесный бред на самом деле - великий прогресс. Ибо этот бред демонстрирует то, что некоторые наши молодые музыканты сумели оторваться от поэтических корней и робко попытались приблизиться к общепринятым стандартам рок-н-ролла, где "би-боп-а-лула" ценятся больше, чем "пьяный врач мне сказал, что тебя больше нет, пожарный выдал мне справку, что дом твой сгорел". Но от другой беды не может избавиться даже новое поколение. К сожалению, великий и могучий русский язык в применении к рок-н-роллу мелок и беспомощен. Он просто не попадает в аккорды, сочиненные иностранцами в угоду своей англоязычной ритмики. Русский язык "не прет". В нем нет драйва. "Давай-давай!" не вызывает такого экстаза как "C’mon, C"mon!" или "Let’s Go". Вся планета, в том числе скандинавские, прибалтийские и прочие европейские рок-группы поют рок-н-ролл только на английском.
Намедни в Красноярске небезызвестный бард Олег Митяев дал два концерта. Приезд Митяева в Красноярск никакого ажиотажа, давок возле касс и сенсации не вызвал. Поэт и исполнитель выходит на сцену БКЗ примерно с такой же частотой, как еще один известный самодеятельный, доморощенный артист. Но не бард, а целый балетмейстер - господин Терешкин со своим, якобы, балетом. Отчего многие дети считают Митяева нашенским, красноярским гитаристом и певцом. Очередное выступление Митяева подтвердило старую истину: если рок в России приживается уже не один десяток лет и все никак прижиться не может, то шансон в нашей полублатной стране сразу нашел своего слушателя. Почему? Это чисто российская загадка. Ответ на которую - в истории страны: еще полвека назад одна половина государства сидела, а другая - охраняла. Тогда и спелись.
Известно, что барды пишут свои песни строго наоборот. В отличие от классического подхода к сочинительству, они сначала пишут стихи, а потом на стишки накладывают простенькую музыку. Отчего музыка одной песни очень уж близко напоминает мелодию другой. И любой профессионал скажет: у Митяева эта похожесть и одинаковые музыкальные повороты-навороты прослеживаются и переходят из песни в песню. И ни один критик никогда Митяева в этом не попрекнул. Потому что он - бард. Потому как Митяев - автор и исполнитель. А, по большому счету, шансон - это и не искусство вовсе. Так, баловство для души. Выучил три аккорда на гитаре, сочинил стишок, да и лабай себе на здоровье. Также как никто никогда не попрекнет Митяева в сомнительных вокальных данных и технике владения инструментом. Потому что попрекать - бесполезно! У поклонников барда всегда заготовлен ответ - он же не профессионал! То есть он не профессионал нигде - ни в вокале, ни в игре на гитаре, ни в технике исполнения, ни в деле написания стихов, ни, тем паче, в сочинительстве музыки. А билеты на концерт стоят, как на профессионала. Почему? Ответ прост: потому что эти самые билеты раскупают, и залы "на Митяева" заполняются. А цену, как известно, диктует рынок. Нет, Олег Григорьевич не совсем уж блеет со сцены в стиле "пост-БГ", как это делают три четверти рок-музыкантов. Но до Розенбаума ему, однако, далеко. Кстати, Розенбаум как-то в одном из своих интервью заявил, что он никогда не был бардом. Этим высказыванием он шибко обидел бардов. Они сразу начали вспоминать, как предоставляли Розенбауму "гитару" - знаменитую сцену на бардовском Грушинском фестивале под Самарой. И тогда Розенбаум говорил, что он с ними. А теперь публично отрекся от бардов. Предал движение, однако...
Надо отдать должное: несмотря на приглаженность, сопливость, инфантильность, слезливую сентиментальность, "немужицкость" песен, Митяев у красноярцев пользуется популярностью. Особенно у женской части. Женщины от 30 до 50 строго поодиночке выходили на сцену и дарили Олегу Григорьевичу цветы. При этом глаза у них были такие грустные и слезливые, будто они возлагают цветы к Вечному огню. Но Олега Григорьевича это не смущало. Дареному коню в зубы не смотрят! Ярые почитатели таланта Митяева присутствовали на концерте наряду и на рядах с недовольными, а таких тоже было немало. Причем - с первых минут первого концерта. А все потому, что в рекламных афишах было